verh

Поиск

Карта сайта

Восхождение на Афон. Впечатления паломника от посещения Святой Горы

PanteleymonMonastirAfon3Святая Гора Афон. Одно только это словосочетание в сердце православного христианина вызывает трепетные и благоговейные чувства. Попасть на Святую Гору, приобщиться к ее благодатным святыням – заветная мечта сотен тысяч русских православных людей. Ведь именно Афон является сердцем как Вселенского, так и Русского Православия. Именно отсюда тысячу лет назад на Русь было принесено православное монашество. Отсюда веками изливался на Русь поток святоотеческого книжного просвещения, подвижничества и аскетизма, преобразивший некогда варварский край в величественную Святую Русь.

Подробнее...

Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

PanteleimonMonastir222Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издавна имел свои подворья в России. После трагических событий 1917 г., начала гонений на православие и закрытия большинства храмов страны, были ликвидированы и афонские подворья. И лишь с падением коммунистического режима Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь восстановил свои представительства в России и Украине. На сегодняшний день афонские подворья действуют в Москве и Киеве.

Подробнее...

Афонские скиты Русского Свято-Пантелеимонова монастыря

Rusik3Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день в ведении Свято-Пантелеимонова монастыря, являются скит Успения Богородицы "Панагия Ксирургу" (основан в Х веке), скит Старый (или Нагорный) Русик (основан в 1169 г.), скит Крумица (XVI-XVII вв.) и скит Новая Фиваида (XIX в.).

Подробнее...

Русские иноки на Афоне в XI - XVII вв.

PanteleimonovMonastirGrigorovichBarskiy1774Появление на Афоне «русских» монахов относится к древнейшему периоду истории Св. Горы. Под одним из актов Вел. Лавры (февр. 1016) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса» (Γερασιμος μ(ονα)χ(ος) ελε(ῳ) θ(εο)ῦ πρεσβυτερος κ(αι) ηγουμενος μονις του Ρôς - Actes de Lavra. T. 1. N 19). Греч. подпись «русского» (του Ρους) мон. Кириака стоит под одним из актов мон-ря Ксиропотам 1081 г. (Actes de Xéropotamou. N 6. P. 64). По сообщению ПВЛ, Св. Гору посетил прп. Антоний Печерский, к-рый был там пострижен в монашество и отправлен (по одним данным в 1013 г., по другим – в 1051 г.) обратно в Киев с благословением и пророчеством о том, что от него «мнози черньци имут быти» на Руси (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). По позднему афонскому преданию, прп. Антоний подвизался на Св. Горе в пещере близ Эсфигмена (храм над ней во имя прп. Антония Печерского сооружен в 1849, на Афоне прп. Антония именуют Эсфигменским).

Подробнее...

Русско-афонские связи в XI - XVII вв.

AntoniyPecherskiy2Зарождение русско-афонских связей относится к начальной истории русского монашества. Вернувшись с Афона на Русь, прп. Антоний Печерский поселился близ Берестова (в окрестностях Киева), и вскоре вокруг него собралась монашеская община. Строй ее жизни, по-видимому, сложился на тех уставных принципах, которые преподобный наблюдал в афонских монастырях. Предание о благословении от Св. Горы, принятом через прп. Антония «матерью монастырей русских» - Печерской обителью, отразилось в ПВЛ и в Киево-Печерском патерике.

Подробнее...

Русские иноки на Афоне в XVIII - нач. XX вв.

141XVIII век стал временем упадка монашеской жизни на Св. Горе. Причиной тому были русско-турецкие войны и ухудшение отношения турецких властей к православному монашеству, прежде всего к славянскому, сочувствовавшему России. В 1705 г. К-польским Патриархом Гавриилом III Пантелеимонов монастырь, к нач. XVIII в. совершенно запустевший, вновь был передан русским инокам во главе с архим. Варлаамом, одновременно облегчалось пребывание на Св. Горе русским «приходящим странникам... хотящим тамо быти».

Подробнее...
  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного