verh

Поиск

Карта сайта

Д. Кочетов. Русско-афонские связи в XVIII - XIX вв.

145В конце XVII в. из-за русско-турецкой войны активные связи России с Афоном вновь были прерваны. Только в 1707 г. в Москву к царю Петру I с просьбой о помощи прибыл игум. Пантелеимоновой обители Варлаам. Ему были выданы из царской казны щедрые пожертвования для обители, в т. ч. книги. В 1712 г. игум. Варлаам снова был в Москве с той же целью. В 1720 г. Москву посетил его преемник игум. Киприан, получивший милостыню деньгами, церковной утварью и книгами. В 1-й пол. XVIII в. продолжались паломничества из России на А. В 1707-1709 гг. в Иерусалиме, на Синае и на Афоне побывал иеромонах черниговского Борисоглебского монастыря Ипполит (Вишенский), в 1723-1745 гг. по св. местам Востока и по Афона странствовал воспитанник Киево-Могилянской академии В. Г. Григорович-Барский.

Подробнее...

И. Якимчук. Русские иноки на Афоне в XX в.

50482 bПосле событий Октябрьской революции, в начале 20-х гг. XX в., Пантелеимонов монастырь лишился всех своих подворий на территории Советской России. Ново-Афонский мон-рь был закрыт в 1924 г., братия подворий и Нов. Афона была разогнана и не получила разрешения вернуться на Афон. К-польское подворье Пантелеимонова мон-ря, отобранное в начале войны турками, было возвращено мон-рю по окончании войны, но оказалось полностью расхищенным, подворье в Салониках, пострадавшее от пожара в 1917 г., было продано за небольшую сумму в 1919 г. В 1924 г. мон-рь остался без метохов каламарийского, сикийского и касандрийского, отобранных греч. правительством для размещения беженцев из Турции.

Подробнее...

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон

49766 bИстория взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира.

Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин.

Подробнее...

Русский Афон в Москве начинается с Афонского подворья

Moskov-Afon-PodvorieРусский Афон... Начинается он в Москве на Афонском подворье, что на Гончарах. Если подниматься по Большому Ватину переулку, то между двух шеренг многоэтажек – все равно мелких поганок на фоне высотки на Котельнической – на пригорке взору откроется сказочный остров белокаменных стен с двумя башнями, надвратной церковью, куполами и большой колокольней.

Подробнее...

А.Н. Тахиаос. Присутствие русских монахов на Афоне XI - XX вв.

ikonaiafonaividneprei2Святая Гора Афон занимает особое место в истории не только Византийской империи, в состав которой она входила, но и всей Восточной Православной Церкви. Будучи значительным центром монашеской жизни, на протяжении столетий явившим миру множество святых и сыгравшим решающую роль в развитии православного монашества, естественным образом Афон стал мощным полюсом притяжения для народов, принявших христианство при посредничестве Византии и вошедших в сферу её культурного и духовного влияния. К их числу принадлежит и великий русский народ, крестившийся в 988 г. и вошедший в семью православных наций.

Подробнее...

М.Шкаровский. История русских обителей Афона в XX веке

145К началу XX века русские обители Афона переживали невиданный прежде подъем. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, Свято-Андреевском и Свято-Ильинском скитах, 82 келлиях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона – в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина. Ежегодно Святую Гору в начале XX века посещало 30 тыс. русских паломников. В том же году в результате освобождения Македонии и Западной Фракии от господства Османской империи Афонский полуостров стал частью греческого государства, 2 ноября 1912 г. в ходе Первой Балканской войны Святую Гору заняли греческие войска, там спустили турецкий флаг, и королевским декретом над монастырями был установлен контроль военных властей.

Подробнее...
  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного