verh

Поиск

Карта сайта

Слово схиархимандрита Иеремии (Алехина) на Сретение Господне

Ieremiya15a

Ieremiya15a
По слову игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 100-летнего старца-схиархимандрита Иеремии (Алехина), «Праведный старец Симеон, по преданию 300 лет ожидавший этого события, является образом души человеческой, чающей встречи с Господом. И поэтому песнь, которую из глубины сердечной воспел он своему Творцу и Богу, имеет отношение к каждому христианину».

Поздравив братию русской святогорской обители с праздником Сретения Господня, отец-игумен Иеремия сказал: «Всем вам желаю так проводить свою жизнь, чтобы каждый год, каждый день и каждый миг ее был исканием Бога, исканием посильным, с трудом и понуждением. Каждый из нас старается по возможности молиться Господу. И такое старание – богоугодно. Но не будем забывать, что истинная благодатная молитва бывает тогда, когда Сам Господь дает уразуметь душе, что внимает ее молитве и собеседует с ней. Это состояние и пережил святой Симеон в храме. Священное Писание говорит нам, что он Духом Святым был приведен во храм и узнал Господа. Неприступный херувимам и серафимам, Тот, Кого не вмещает небо, и Кому земля мала для пяди Его – пребывал во объятиях Пресвятой Девы. Поистине, познать таковое неизреченное таинство можно только Духом Святым. Человеческому же разуму это недоступно. Конечно же, благодать дается даром, по милости Божией, потому что нет таких заслуг, каковыми бы человек смог бы заслужить милость Божию. Но, тем не менее, будем помнить всегда, что дар боговедения и богопознания подается тем, кто сохранил верность до конца. "Яко Бог искуси их, и обрете достойны Себе; яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я" (Бог испытал их, и нашел, что они достойны Его; как золото в горниле испытал их, и как всеплодие жертвенное принял их. Прем. 3, 5-6.), говорит премудрый Соломон».

Сретение Господне

Отец Иеремия просил также обратить внимание на слова праздничного богослужения. В них особое значение в деле нашего спасение и богоискания придается Матери Божией. "К Богородице притецем, – говорит песнотворец, – хотящии Сына Ея видети" (Икос по 6-й песни канона). К Ней, Заступнице рода христианского, будем усердно молиться, чтобы сводиться нам от страстей, сподобиться чистоты сердечной, без которых невозможно видеть Господа. Глубокого умиления исполнены стихи на 9-й песни канона: "Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих". "Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали". "О, Христе всех Царю! Подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих."

"О Девице Марие! Просвети мою душу, помраченную люте житейскими сластьми".

И в другом месте этого богослужения Церковь, словами песнотворца взывает: "На руках старческих во днешний день, яко на колеснице херувимстей, восклонитися благоизволивый Христе Боже, и нас поющих Тя, страстей мучительства призываемый избави, и спаси яко Человеколюбец" (Стихиры на хвалитех).

Внимательное слушание богослужение, по словам отца Иеремии, не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. «В гимнах церковных, – говорит отец Иеремия, – сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святаго».

Русский Афон

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного