verh

Поиск

Карта сайта

Страстная cедмица в Русском Афонском монастыре

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь
Братия Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря вступила в Страстную седмицу, последнюю неделю перед Пасхой, посвященную воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения.

В эти дни в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре соблюдается особенно строгий пост, совмещаемый с покаянием и усиленной молитвой. Разойдясь по своим келлиям, русские святогрцы, в промежутках между особенно длинными в эти дни дни церковными службами, пребудут в непрестанных молитвах. До среды они полностью отказываются от пищи, а некоторые из братии, по благословению духовника, воздерживаются и от воды. В последующие дни, особенно в Великую пятницу, русские святогорцы вновь будут воздерживаться от пищи, сосредоточившись на покаянии и молитве.

Эта неделя особо чтится Церковью. "Все дни, — говорится в Синаксаре, — превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя..."

Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. Богослужения в эти дни особенно продолжительны, а на часах прочитываются все Четвероевангелия.

По Уставу, в эти три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.

В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание гласит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода.

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее. Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечери – последней трапезы Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому служба получается особенно долгая.

Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня совершается вечерня с Выносом Плащаницы.

Этот день посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

Литургии в Великую Пятницу не бывает, так как в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.

Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть, по крайней мере, до выноса Плащаницы. Это день самого строгого поста в году.

В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую Пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из темных постных в белые праздничные одеяния.

В Великую Субботу полагается пребывать в храме весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов. Таким образом христиане благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: "Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас" (Иоан. 16, 22).

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного