verh

Поиск

Карта сайта

Чадо мое в Господе возлюбленное, Духа Божественного порождение!

1333

1333
Радуюсь я, если ты радуешься. Радуются начала и власти, херувимы и серафимы, ангельские воинства, лики апостолов и пророков, мучеников и праведных и Пречистая Матерь наша, Царица и Госпожа всех.

Сегодня ты возвеселил мою душу сказанным тобой посредством чернил и бумаги. Еще же больше возрадуюсь и сильнее возвеселюсь, если ты до конца окажешься верным тому, что сегодня пишешь. Ведь война врага начинается через три-четыре года, ибо тогда благодать умаляется, чтобы испытать тебя. И свеча угасает. И то, что сейчас кажется прекрасным, - и оно действительно прекрасно, - тогда покажется безобразным, черным и мрачным. Поэтому то, что сейчас с тобой происходит, нисколько не принимай за искушение, ибо другой тебя ограждает. И так как ты, возлюбленное мое дитя, просишь у меня, смиренного, совета, то послушай.
Не одевайся в одни листья, но распростри корни глубоко, чтобы найти источник, как это делают платаны. Так, чтобы ты черпал непрестанно воду и непрестанно рос. Чтобы, когда к тебе придет засуха, ты не претерпел никакого изменения, потому что нашел свой собственный источник. И когда угаснет твоя нынешняя свеча, ты делами своими уже возжжешь другую. И с тобой уже не случится никакого помрачения.
А средство приобретения этого следующее. Прежде всего совершенное и не рассуждающее послушание всем. От него рождается смирение. Признак смирения — бесчисленные слезы, которые три-четыре года текут ручьем. От них рождается непрестанная молитва, так называемая умная молитва. Так что лишь скажешь: «Иисусе мой сладчайший!» - текут слезы. Только скажешь: «Пресвятая Богородице!» - не можешь удержаться от слез. Тогда от них рождается тишина во всем теле и совершенный мир.
Так вот, если ты приобретешь это, тебе не страшны изменения, ибо становишься человеком другого естества. Не то чтобы изменилось само естество, но его свойства изменяет благодать посредством Божественных действий Бога.
Так называемый «устав» должен заключать в себе сущность, как листья деревьев прикрывают плоды.
Псалмопение пусть совершается смиренно. Ум да стремится уловить смысл тропаря. Разум пусть наслаждается тем, что постигает ум, и да возводится в созерцание этого.
Чтение также пусть будет с большим вниманием. Тогда от всего этого возрастает душа и развивается. Угасает, умирает ветхий человек — и обновляется новый, и изобилует любовью Христовой. И впредь человек нисколько не удовлетворяется земным, но непрестанно желает небесного.
Также о теле: оно должно подвизаться изо всех сил, всегда быть порабощенным духу. Не жалей его нисколько. И ешь ли ты или работаешь — Иисусову молитву не прекращай.
Во всех же молитвах ум пусть следит за тем и уразумевает то, о чем ты молишься и что говоришь. Ведь если ты не понимаешь, что говоришь, то как можешь ждать понимания от Бога, чтобы Он даровал тебе то, о чем ты просишь?
Если это сохранишь, благо тебе будет, спасешься навсегда и меня обрадуешь. Если же по нерадению ослушаешься, станешь виновником скорби для многих.

Старец Иосиф Исихаст «Выражение монашеского опыта».

Источник Афонские и древние святые о Боге и спасении

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного