verh

Поиск

Карта сайта

Духовная гимнастика

12592300 1095031367196462 7136648170352404382 n

12592300 1095031367196462 7136648170352404382 n
"...И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет" (Пс. 1: 3).

Прежде всего умудренный духовной наукой и освященный благочестием отец наш Иерофей начал обучать учеников отсечению воли. Причем я имею в виду не только обучению тому, как всегда уступать ближнему и не противостоять чужой воле, но, что гораздо важнее, он учил отсекать страстные движения души - привычные реакции падшего естества, повергающие нас в рабство. В этом он подражал авве Дорофею: "... Тот, кто смог отсечь свою волю, тем самым достиг места упокоения..." Поэтому отец наш Иерофей различными способами пытался научить своих монахов, чтобы они все усилия приложили к отсечению своей воли. Прежде всего он пытался научить братий первыми отсекать волю перед другими, этим они получали наибольший плод. Потому что отсекать волю все равно придется, но если это делать по принуждению обстоятельств и других братий, то плодов не получишь.
Иногда же Иерофей делал братьям строгие выговоры, потому что он знал, какой вред может принести небрежение, происходящее от беспечности сердца. В этом он следовал "Лествице" св. Иоанна. Но настоящий старец не просто обличает направо и налево, а знает, когда и как нужно обличить, чтобы не оскорбить достоинство и свободу души. В то же время Иерофей брал пример из Святого Евангелия, указывающего на ленивого раба, который "...убоявшись, пошел и скрыл талант свой в земле..." (Мф. 25: 26). Кстати, разве не о том же сказал апостол: "Настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием..." (2 Тим. 4: 2). Целью старца было обрезать страстные ростки в послушниках, прежде чем в недрах сердца они прорастут в привычки и переключат на себя механизм восприятия души.
Так, тех, кого старец видел обираемых от гордости, обличал и ставил на те послушания, на которых никто не хотел работать (убирать отхожее место, мыть посуду). Других же, которые были окрадываемы от тщеславия и самодовольства, проверял в присутствии братий, чтобы "через стыд изгнать из них демона тщеславия". Были и такие, которые поддались зависти и неразумной ревности - соперничеству к брату. Таким старец отечески советовал научиться относиться ко всем с любовью, для этого нужно научиться видеть только хорошее в других, а то лучшее, что есть в братьях, использовать как стимул к своим новым подвигам.
Но не всегда было гладко. Бывало, что брат не исправлялся, тогда старец обличал его при всех:
- Да ты, чадо, что же, совсем не собираешься исправляться? Что же, ты так и намереваешься состариться вместе со своей завистью? Знай же, что если тебе не удастся победить ее, ты всегда будешь в великой опасности, совсем недалеко от погибели...
Был у нас один брат, который сильно страдал от непристойных помыслов, а другой, наоборот, лицемерно притворялся бесстрастным праведником и осуждал первого. Старец благословил всем обличить второго брата в лицо, подобно лопате, провеивающей зерна в веялке. И действительно, у первого пропали постыдные помыслы, а у второго исчезло лицемерие. И так каждый попросил извинения у братства, сказав: "Согрешил", положил поклон братьям, после чего искал прощения у духовного врача - и получил его!
Если же кто-либо не исправлялся и снова и снова вносил своими поступками некую злую закваску в братство, неважно, было ли это от сознательного услаждения демонической энергии (зависти и мести) или же просто от невнимательности, таким старец повелевал в течение недели класть земные поклоны перед входом в церковь, когда братия входили и выходили со службы, и каждому говорить: "Я согрешил! Простите меня, грешного, отцы святые! Помолитесь обо мне, чтобы Господь помиловал меня и дал мне силы исправиться!"
Если же старец видел, что кто-то наговаривает на другого брата или оправдывается, спорит, и вообще когда видел любое соперничество, никогда не оставлял это без внимания. Так и случилось однажды: столкнувшись со спорами, Иерофей повелел некоторым братьям изгнать спорщика вон. Потом к нарушителю пошли другие братья и объяснили, что не надо спорить и соперничать, даже если он разговаривает с отцом, который в чем-то виноват, - наоборот, лучше упрекать и порицать самого себя и использовать это как повод к смирению.
Любвеобильный к братии отец наш Иерофей использовал различные способы, чтобы спасти своих духовных детей. Такое и многое подобное использовал Блаженный, чтобы освободить ум послушников от мирского мудрования - привычных, ложных, страстных откликов ума. Он пытался добиться того, чтобы разрушить ложные привычки мышления, приобретенные в качестве неверных откликов души, обманутой мирскими соблазнами. Целью было полностью переключить душу на нетленную и вечную Иную Жизнь, научить ум реагировать на все иначе - молитвой...
Таким образом Иерофей подвизался, ради того и терпел толикие скорби, чтобы вознести образ мысли учеников к мысленной родине, Вышнему и Небесному Иерусалиму. Он прилагал усилия, чтобы как можно скорее каждого из них возвести в "мужа совершенного, в меру полного возраста Христова..." (Еф. 4: 13).
Братья мои, насколько многогранно было учение и разнообразны увещевания этого божественного и священного наставника, что всего времени моей жизни не хватило бы для подробного изложения. Где бы мы ни были: в трапезе, в церкви, выходили все вместе на послушания, - всегда старец находил, что рассказать из Божественных Писаний, иногда из Святого Евангелия, временами из Пророков или Псалмов. Не забывал он и тропари и, конечно, рассказывал что-либо из поучений Святых Отцов. Чтобы сократить мое слово, обобщу так: различными способами он старался чтобы его чада были всегда орошаемы и напоены святыми его словами, подобно древу, о котором говорит пророк: "...И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет" (Пс. 1: 3). Он прилагал усилия, чтобы чада в свое время начали приносить спелые и сладкие плоды в послушании и смирении, чтобы постоянно трудились и плодоносили не словом, а делом, я хочу сказать, с должным благоговением и необходимым благочестием всегда оказывали всем послушание и уступали во всем, исполняя этим заповедь ап. Павла, который сказал: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны..." и прочее...

Из книги "Житие старца Иерофея Дидаскала".

Источник

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного