verh

Поиск

Карта сайта

Из бесед с афонским монахом Иосифом Ватопедским

676

676
– Для нас, монахов, реальностью является то, что монах есть ум, зрящий Бога. И остальные добродетели мы рассматриваем, как орудия, необходимые для очищения и про­свещения, они – средства для достижения полноты.

Однако, монах как ум, должен усовершиться через внутреннее обращение, и тогда приходит соприкосновение человека с Богом, когда происходит просвещение или очищение сердца. Именно это сказал самарянке Господь наш: «Бог есть Дух и ищет поклоняющихся Ему в духе и истине». И, собственно говоря, мо­нах занимается именно этим. Итак, видите, что именно ум есть способ нашего общения с миром. Следовательно, если мы хотим отринуть все безрассудства и извращения, и снова соединиться с Богом, то мы это делаем через ум. А извращения, в свою очередь, влияют на наши чувства и ум, и если ум не сопротивляется, то пленяет его и приводит к безрассуд­ству. Однако если ум здрав, он не позволяет чувствам приближаться и желать неразумия. Ум контролирует их, поэтому монах действительно рассматривается как ум, зрящий Бога. И по­этому подлинное делание монаха – соблюдение ума. Когда ум испытывает чувства, это про­исходит так. Ум стоит на должном месте, запрещает безрассудному приближаться, а разум­ное заставляет молить о единении с Богом. Мы приходим в соприкосновение с миром, как с чувственным, так и с разумным через помыслы. Если ум здрав, он схватывает мысли и су­дит их. Если же он не бодрствует, тогда приходит безрассудное, пересиливает и одолевает. Внимание ума – необходимая обязанность для всех христиан, но для мирских людей это - трудно, потому что они имеют обязанности, для нас же монахов это – дело легкое. Та свобо­да, которую мы имеем от внешнего окружения, позволяет нам держать ум. Первая стадия, которую, как вы знаете, проходили и ваши отцы, состоит в том, что монах полагает начало в памяти Бога, держа имя нашего Господа Иисуса, давая работу уму через это имя. Имя Гос­пода нашего Иисуса Христа – не просто слово, это – энергия, это – сила. Итак ум, держа имя Христово, пребывает постоянно бодрствующим, и не позволяет прилогам приближаться, он схватывает их, испытывает и спрашивает: Чей ты, наш, или враг? Вы это, наверно, знаете сами, так как вам об этом достаточно говорили ваши преподобные отцы.
Действительно, ваш народ и ваша Церковь пережили много страданий из-за коммуни­стического режима. Сейчас от вас, от ваших монахов требуется вновь начинать все сначала. И вы можете научить и наш, и другие народы, потому что для Православия не имеют значе­ния территориальные и языковые различия. А у нас, монахов, двойная обязанность – обрести самих себя и передать собранное в нас, то, что называется практическим учением народу. Христианство свидетельствует – и это вы должны передать вашему народу – что мы нахо­димся при последних днях, и существует множество обольщений. Надо постоянно напоми­нать народу, что христианство есть Откровение, оно не принимает никаких прибавлений, или изъятий. Ибо придет Тот, через Которого все, мы познали Его лично, практически и следовательно, как Церковь, не нуждаемся ни в приложениях, ни в изъятиях, ни в развитии, поэтому народ наш пребудет с Богом, именно поэтому так беснуются те, кто чужд Церкви. Вот это и надо объяснять. Мы не учим человеческим учениям и не выдвигаем на первый план человека. Мы приближаемся непосредственно к Самому Богу, и умоляем Его простить наши прегрешения, даровать Свою благодать и соединить нас с Собою. Таким образом, вы можете собрать народ, научить его не обольщаться уловками и обманами века нынешнего. Вы видите, что Господь наш ясно говорит: Не всякий, говорящий мне «Господи, Господи», войдет в Царство Небесное, – не тот, кто повторяет, что Я есмь Бог, но тот, кто соблю­дает Мои заповеди и любит ближних. Христианство есть практический личностный жиз­ненный опыт, а не абстрактная идеология.

Из бесед с афонским монахом Иосифом Ватопедским

Источник

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного