verh

Поиск

Карта сайта

Как получить утешение от Бога?

87Чтобы получить утешение от Бога, не ищи в своих скорбях утешение от людей (Иосиф Исихаст).

Итак, послушай меня вновь.
Положи твердое основание. Построй прекрасный теремок на Небесах. Очищай внутренность чаши, как нас учит Господь, чтобы стала она и снаружи чистой. Ведь все исполняемое посредством тела — это всего лишь листья, украшающие внешнего человека.
И это хорошо и прекрасно. Но только то, о чем я написал тебе прежде, очищает человека изнутри. Только оно откроет глаза души. Лишь этим очистится сердце, чтобы увидеть Бога в день оный. Ведь без умного делания мало пользы от внешнего.
Если же не видишь слез, которые бы текли при каждом воспоминании Бога, то ты болен неведением, от которого рождается гордость и ожесточается сердце.
Итак, да будет у тебя смирение как одеяние во всех твоих движениях. И стань губкой для братии, впитывая в себя всякое поношение и унижение, напитывая свою душу не почестями и похвалами, но поношениями т обвинениями, будучи при этом невиновным.
Никогда не пытайся доказать свою правоту, ибо тогда-то ты и будешь неправ. Но научись мужественно терпеть искушения, какие бы ни попустил Господь. Без многих оправданий говори: «Простите!» - и, не согрешив, кайся, что согрешил. Признавая это в душе, а не так, чтобы напоказ, ради похвалы, ты говорил, что виноват, а внутри себя осуждал других.
Чтобы получить утешение от Бога, не ищи в своих скорбях утешения от людей.
Мост, по которому мы все переходим, - прощение виноватых, и если не прощаешь виновного, - разрушаешь мост, по которому ты должен был пройти. Итак, стань хорошим образцом и примером для других в своих делах, добрых и благоугодных Господу, и не желай всех победить своим языком.
Не рассчитывай на облегчение, когда станешь говорить с целью доказать свою правоту. Подлинная правота — это мужественно претерпеть приходящее искушение, чтобы выйти победителем, виноват ты или не виноват. Если же ты говоришь: «Но почему?» - то борешься с Богом, посылающим горести из-за твоего страстного состояния. Бог нас наказывает, чтобы мы пришли в бесстрастие. И если ты этого не выносишь,то воистину воюешь с Богом.
Ты пишешь о гневе в сердце безумного. Гнев сам по себе естествен. Как нервы в теле, так и он — нерв души. И каждый должен им пользоваться против демонов, людей-еретиков и всего препятствующего идти по пути Божию. Если же генваешься на единодушных братьев или, бывая вне себя, разрушаешь дела рук своих, знай, что ты болен тщеславием и злоупотребляешь нервом души. А избавиться от этого можешь любовью ко всем и истинным смирением.
Поэтому, когда найдет на тебя гнев, закрой накрепко рот и не говори с тем, кто оскорбляет, или позорит, или обличает, или без причины многообразно тебя искушает.
И этот змей встрепенется в сердце, подойдет к горлу и, поскольку ты ему не дашь выхода,задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз, гнев уменьшится и прекратится совсем.
Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется он несравненно лучше любовью и кротким обращением, чем гневом и грубостью.
Это осознал и я ценою многих и больших испытаний. Добром и любовью можешь многих сделать кроткими. И если у кого-нибудь добрые побуждения, то быстро добиваешься, чтобы он исправился, стал ангелом Божиим.
Итак, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправлять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет. Но исправляйте друг друга смирением и истинной любовью. Если видишь, что ты во власти гнева, отложи на время исправление. И когда увидишь, что гнев прошел, и пришел мир, и бесстрастно действует рассудительность, тогда говори то, что полезно.
Никогда не видел я, чтобы гневом достигалось исправление, но всегда — любовью. Тогда и вразумляемый жертвует собой. Поэтому так и делайте. Возьми пример с самого себя: когда ты становишься кротким? Когда тебя оскорбляют или когда проявляют любовь? Разве не удивительны слова, которые говорит тот святой в «Отечнике», что «гневливый и яростный человек, если и мертвого воскресит, не принимается в Царство Божие»?
Ты говоришь, что ценишь мои слова.Так вот, испытай, истинно ли то, что я тебе здесь пишу. И задуши страсть, когда она придет задушить тебя. Удержи змею запертой внутри единожды, и дважды, и многажды — и сразу отыщешь путь радости и победы. И тогда сразу подействуют молитвы, которые я о тебе творю. И когда будет побеждена мать, падет вся стая дочерей, которых рождает гнев.
Ведь главные страсти, от которых рождаются все другие, - это гнев и похоть.
Итак, изо всех своих сил души гнев каждый раз, когда он приходит в движение, и найдешь его в следующий раз более ослабленным. И снова продолжай его поражать и рубить ему голову, как только увидишь, что он ее поднимает. И вскоре расцветет плод долготерпения — невозмутимость. Отсюда — мир и благодать, а за этим следуют все блага.
Другая же мать страстей — это похоть, которая сбрасывает всадника. Но когда во всем будет употреблено воздержание и не будет прибавления вещества, тогда не будет избытка крови. А когда не будет этого избытка, похоть не может повергнуть человека, хотя и воюет с ним.
Итак, противостань противореча. Не позволяй входить помыслам, но сражайся молитвой. Сражайся мужественно, а не вяло, и они сразу ослабеют. И если будешь делать так, расцветет цветок чистоты и невинности, о котором возрадуется душа твоя радостью неизреченной. Возрадуется она и об извещении, что отныне уготовано тебе место упокоения. И так ты сделаешь бессильной злобу и этой страсти, и злодейства всех ее дочерей.

Старец Иосиф Исихаст «Выражение монашеского опыта».

Источник Афонские и древние святые о Боге и спасении

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного