verh

Поиск

Карта сайта

Корреспондент святителя Феофана

FeofanZatvornik2

FeofanZatvornik2
Дни памяти святителя Феофана Затворника Вышенского: 19 января – преставление; 23 января – рождение; 29 июня – перенесение мощей. В обширном наследии святителя Феофана сохранились 19 писем к афонскому иеромонаху отцу Арсению (Минину), написанные в 1870-е гг.

Об отце Арсении известно, что родился он в 1823 г. в Мамадышском уезде Казанской губернии в благочестивой купеческой семье. При крещении был наречен Александром. В возрасте 33 лет отправился паломником в Иерусалим. Тогда же посетил и Святую Гору. Увиденное так пленило Александра Ивановича Минина, что он остался на Афоне. Первые послушания проходил на кухне; впоследствии его перевели в канцелярию.

Вскоре афонские старцы благословили отца Арсения на сбор пожертвований для Пантелеимонова монастыря, и в августе 1862 г. он отправился в Россию. Взял с собою Крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Живоносного Гроба Господня, часть мощей святого Пантелеимона и многих других угодников Божиих. В напутствие ему была дана чудотворная Тихвинская икона Царицы Небесной.

За четыре года отец Арсений объехал почти всю Россию. Энергичный и деятельный, он все силы отдавал новому послушанию. И Господь вознаграждал его труды. Привезенные с Афона святыни прославились по всей России; в Москве их поместили в Богоявленском монастыре, в специально построенной Афонской часовне. Много притекало к ним богомольцев, и большие пожертвования шли на святой Афон. Это побудило отца Арсения рекомендовать старцам Руссика открыть постоянное подворье в Москве. Уже после его смерти, в начале 1880-х гг., на Никольской улице возвели внушительную по размерам и красоте убранства новую часовню великомученика и целителя Пантелеимона, куда торжественно перенесли афонские святыни.

    

Отец Арсений также стоял у истоков издательской деятельности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря; основал периодическое издание Руссика «Душеполезные размышления» (позднее – «Душеполезный собеседник»).

Он много писал, преимущественно духовно-нравственные наставления, поучительные письма: «Беседа о молитве», «Единое на потребу», «Афонские современные подвижники»; из святоотеческих творений составлял назидательные книги и брошюры («Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям»). В 1872 г. вышел его «Путеводитель в Святый град Иерусалим к Гробу Господню и прочим святым местам Востока и на Синай. С воспоминанием страстей Христовых и прочих знаменательных событий, совершившихся на святых местах».

    

Началась переписка святителя Феофана с отцом Арсением в связи с подготовкой «Путеводителя…». Обращение к преосвященному было неслучайным. Более шести лет он провел на Святой земле в составе первой Русской Духовной Миссии. По окончании Восточной войны его рекомендации, как очевидца, учитывались при подготовке новой Иерусалимской Миссии.

«Прочитал Ваши тетрадки. Заметки там прочитаете», – начал святитель Феофан свое письмо, которое помогло установить авторство более века сохранявшейся на Афоне черновой рукописи «Путеводителя…». В свою очередь и рукопись послужила основанием к уточнению даты этого не публиковавшегося ранее (также из Афонского архива) письма: 1870 г.

    

По просьбе отца Арсения святитель Феофан ознакомился с черновыми набросками и… остался недоволен: «Так путеводители не пишутся… Надобно Вам переделать все». Листы, сшитые в виде тетрадки, исписанные разными почерками – автора, копиистов – содержат много исправлений и замечаний, сделанных рукой святителя Феофана.

Афонская рукопись дала исследователям редкую возможность увидеть, как рождался текст, объединивший творческие намерения автора, отца Арсения, и критические размышления редактора, в роли которого выступил святитель Феофан. «Путеводитель…» Паломника Святогорца (за этим именем отец Арсений скрыл свое авторство) получил в XIX в. широкую популярность. К 1904 г. книга выдержала восемь переизданий.

В 1870-е гг. отец Арсений стал наиболее активным помощником святителя Феофана по подготовке к изданию на Афоне его творений. Об этом периоде и этой стороне деятельности отца Арсения рассказывают письма к нему Вышенского Затворника.

    

В марте 1870 г. святитель Феофан писал о замысле будущей книги: «О Евангелиях. Я все прилаживался, что и как лучше. Случайно напал на мысль не толкование писать, а размышления о Евангельской истории, по порядку событий… Можете догадаться, что сему делу конец очень-очень далеко. После можно будет издать отдельно; но ждать этого долго».

Впервые труд издали в Москве в конце 1885 г., а на Афоне – в 1899 г. Полное название – «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов с указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими».

В октябре 1873 г. святитель Феофан активно поддержал идею отца Арсения печатать Псалтирь. «Я тотчас сел сам за переписку и трудился над этим денно-ночно. Сказываю об этом ради того, чтобы вы видели, с каким усердием я желаю, чтобы Псалтирь сия была отпечатана… Скажу вам, что лучшего дара Афон не может доставить всем своим читателям». В конце февраля 1874 г.: «Поздравляю с окончанием Псалтири! и очень рад, что она великолепна!.. Пришлите мне побольше… Раздаю книги; но ни одна так не будет подходяща, как эта». Изданная на Афоне «Псалтирь, или Богомысленные размышления святого отца нашего Ефрема Сирина» к 1913 г. выдержала девять переизданий.

    

В письмах к отцу Арсению сохранились подробности творческой истории «Добротолюбия» – уникального пятитомного труда святителя Феофана. «Спешу вас известить о будущем «Добротолюбии», – писал преосвященный 24 февраля 1875 г. – Отцы приготовлены вот какие: Антоний Великий, Макарий Египетский, Марко подвижник, Исаия отшельник и Евагрий… Но этим не кончится «Добротолюбие», а пойдет далее… В каком порядке дело там пойдет, не знаю еще… Но когда все приготовить придется, не пророчу». Работа шла энергично, и уже летом святитель Феофан сообщил отцу Арсению: «Печатанием «Добротолюбия» можете спешить. Скоро будет готов второй том». Объем издания разрастался, и все же, как настаивал составитель, «озаглавить его полным нельзя; ибо оно, как сборник, никогда не может быть полно, а можно прибавить: в более полном виде или составе». Предвидя возможные трения, просил отца Арсения: «Благословитесь у старцев печатать «Добротолюбие», как я его составлю – худо ли то, или хорошо, чтобы у нас с вами споров не было. Прошу у всех старцев молитв и благословения». Издание, успешно начатое в 1877 г., завершилось в 1899 г., после кончины и отца Арсения, и святителя Феофана.

    

История еще одного афонского издания сохранилась в письмах к отцу Арсению. «Если хотите печатать – возьмите «Письма о том, что есть духовная жизнь и как на нее наладиться». Они недавно кончены, и теперь решаю, отдать ли в какой журнал или особо печатать. Если возьметесь, вам отдам. И думкам конец», – написал 25 ноября 1877 г. святитель Феофан. Когда афонцы решили печатать, стал торопить: «Спешите; чтобы к посту вышла. Тут есть говетельная часть». И еще: «Письма писаны к красавице – не выдуманной, а действительной… Имени автора не означайте. Красавица боится, как бы не догадались, кто она». Условие было выполнено.

Святитель Феофан вдохновился также идеей малых брошюрок для народа, издававшихся на Афоне стараниями отца Арсения. «Се доброе дело. Пришлите мне по одному экземпляру изданных брошюр. Я присмотрюсь и, может быть, что-либо кропать стану».

    

В середине 1870-х гг. афонские старцы дополнили послушания отца Арсения еще одним, более трудным: в ответ на начавшиеся притеснения русских иноков на Святой Горе поручили найти на Черноморском побережье место, где бы могла быть устроена обитель, которая служила бы неким прообразом Руссика, где соблюдались бы его иноческие традиции и Устав. Святитель Феофан поддержал: «Переходите в Крым… все русские, и русский Афон сделайте… И ни одного греченка паршивого не принимайте. Затем за сбором ни один греченок не показывайся на Русскую землю». Размышлял о других возможных местах для нового монастыря: «На Кавказ может быть далеко, но будто спокойнее». В местечке Анакопия, около города Сухуми, где стоял разрушенный храм во имя святого апостола Симона Кананита, такое место нашли.

Здесь в 1875 г. трудами отца Арсения началось устроение Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря – с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы, кельями; открыли училище для мальчиков. Все удивлялись энергии и энтузиазму отца Арсения. Священник Николай Воинов замечал, что «огонь духовной ревности горел в его душе сильным пламенем, что ясно отпечатлевалось в глазах его быстрых, насквозь как бы проникающих».

    

Именно отец Арсений выполнил в августе 1879 г. деликатное поручение святителя Феофана. Находясь в затворе, преосвященный вынужден был показаться московскому врачу-офтальмологу. Несколько дней он инкогнито прожил в доме Афонского монастыря на Большой Полянке. «В это время он посетил в Москве только одного митрополита Макария, своего бывшего товарища… ходил пешком в Кремль на поклонение святым мощам и московским святыням», – вспоминал племянник преосвященного А.Г. Говоров.

По возвращении на Вышу святитель Феофан написал: «Се – мы дома!.. Приношу вам и еще преискреннюю благодарность за покой, какой вы мне доставили, особенно за прикрытие. Всегда буду помнить ваше добро!» (II, 105).

    

Через три месяца отец Арсений заболел острым воспалением легких и 17 ноября 1879 г. скончался. Был похоронен в московском Крестовоздвиженском Алексиевском девичьем монастыре.

Марина Щербакова,
доктор филологических наук

Источник: Журнал "Покров"

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного