verh

Поиск

Карта сайта

Молитва и злопамятство

pokayanie2

pokayanie2
Если наше сердце испытывает хоть какую-нибудь неприязнь к любому человеку, наша молитва неугодна Богу. Молитва человека, который не прощает, остается бесплодной. Один великий делатель молитвы, авва Исаак (Сирин), пишет: "Быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы". Молитва, говорит святитель Иоанн Златоуст, "это время умилостивления, время мольбы и стенания, а не гнева, - слез, а не раздражения, - сокрушения, а не негодования".


Иногда случается, что чувство неприязни и злопамятство на оскорбившего нас хорошо скрыты в нашем сердце. Нам кажется, что мы ничего не имеем на него, просто мы не хотим иметь с ним дело. О критерии, с которым мы должны подходить к себе, говорит старец Паисий Святогорец: "Если ты помнишь зло и огорчаешься, когда у того, кто его причинил, все идет хорошо, или радуешься, когда у него все идет плохо, тогда это злопамятство. Но если, не смотря на зло, которое тебе причинил другой, ты радуешься его успехам, тогда это не злопамятство".

Любое большое и духовное дело будет тщетно, если человек совершает его, не прощая и не любя ближнего. Апостол Павел в гимне о любви отмечает: Если я говорю языками человеческими и даже ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор. 13: 1-3).
Следующий рассказ подтверждает эти слова апостола Павла. У священника по имени Саприкий был друг - мирянин блаженный Никифор. Но из-за ссоры их дружба превратилась в ненависть. Никифор быстро пришел в себя и избавился от этой страсти. Не смотря на то, что он не был виноват в ссоре, Никифор попытался всеми средствами добиться примирения, взяв всю вину на себя. Но, к сожалению, Саприкий не хотел даже и слышать о примирении. Через некоторое время началось гонение на христиан и Саприкий был задержан. Начались допросы, мучения, но Саприкий не отрекся от веры и был приговорен к смерти. Никифор, узнав о том, что Саприкий идет по пути мученичества, подумал, что это наилучший момент для примирения, которого он жаждал. Он пришел к Саприкию, упал ему в ноги и горячо молил о примирении. Но тот не желал даже посмотреть на своего поверженного ниц друга. И благодать Божия покинула Саприкия. Когда он приближался к месту казни, его ум как будто помрачился, и он спросил, зачем его собираются умертвить. "Потому что ты отказываешься принести жертву нашим богам", - отвечали ему. Саприкий тотчас отрекся от Христа перед всеми, чтобы спасти свою жизнь. Тщетны оказались мольбы Никифора, который с болью в душе пытался его образумить. Душа Саприкия сделалась жестче камня. Тогда Никифор исповедал перед всеми Христа, склонил свою голову под меч палача и унаследовал мученический венец.

Иеромонах Григорий Святогорец.

Источник

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного