verh

Поиск

Карта сайта

Монахи восстановили утраченную технологию. Перегородчатая эмаль

news img file 2523 bПерегородчатая эмаль - это безусловно вершина ювелирного мастерства. Это одна из самых сложных и изысканных техник художественного эмалирования. Эта техника в ХVIII веке уже существовала на Афоне. Несколько позже, в конце  ХIХ века, она появляется и в России. Ею блестяще владели известные мастера фирмы Фаберже.

Упомянем лишь уникальное пасхальное яйцо «Клевер», подаренное мучеником императором Николаем II супруге Александре Федоровне в 1902 г. Оно словно соткано из тончайших золотых трилистников, лепестки которых выложены мелкими алмазными розами и заполнены прозрачной, светящейся, как витраж, оконной эмалью.

На Афоне это уникальное искусство было известно достаточно широко и привлекало к себе внимание благодаря ажурности изделий. Мало кто знает, что хрупкая на вид картинка из золотых или серебряных перегородок, залитая цветной эмалью, на самом деле обжигается при большой температуре и превосходит по прочности фарфор. Дело в том, что заливка эмалью происходит многократно. Это придает изделию необыкновенную прочность и фантастическую воздушность, кажущуюся хрупкость.

Как не посвятить такое искусство Богу? Как не попробовать создавать таким образом священные предметы: иконы, кресты, панагии? Изделия из перегородчатой эмали есть в ризнице каждого афонского монастыря, они преподносились русским царям, ктиторам храмов, епископам и являлись ценнейшим подарком, который потом передавался как фамильная реликвия.


Уже в начале ХХ века на Афоне наступили тяжелые времена, а технология перегородчатой эмали была утеряна. И вот, сегодня эта технология восстановлена грузинскими монахами в монастыре Варзма. Предлагаем сюжет об этом уникальном монашеском рукоделии.

Смотреть видео

Источник isihazm.ru

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного