verh

Поиск

Карта сайта

Старец Кодрат Каракальский

143617.pСтарец Кодрат был игуменом монастыря Каракал в течении 26 лет (1914—1940 гг.). Духовное величие отца Кодрата снискало ему всеобщее признание. Фраза «Кто бывал на Святой Горе и не видел отца Кодрата – тот ничего не видел» вошла в поговорку.
В Крещении будущему старцу было дано имя Кириак. Решение Кириака оставить родительский дом расстроило его мать. Отец юноши, который был более духовным человеком, утешал свою супругу следующими словами: «Что ты плачешь? Разве твой сын хочет стать вором? Убийцей? Злодеем? Пропойцей? Нет. Он хочет стать монахом! Посвятить свою молодость Христу, а не диаволу. Радоваться следует, а не горевать!»


Кириак прибыл на Афон в двадцатилетнем возрасте и поселился в общежительном монастыре Каракал. В 1882 году по окончании трёхлетнего испытания он был пострижен в монахи. С самого начала он отличался строгостью по отношению к себе, умеренностью и беспрекословным послушанием.
Долгое время отец Кодрат был келарем Каракала и регулярно ездил в Константинополь закупать пшеницу. В 1914 году братия избрала его игуменом монастыря.
Бог удостоил отца Кодрата многими природными и духовными дарами, за которые его уважали и оккупировавшие Афон иноверцы – французы, англичане и турки. Последние с почтением называли батюшку «Кодрат афенди». Опытность и ум отца Кодрата спасали его монастырь от грабежа и притеснения. Он превосходно знал турецкий язык и стал заступником для многих мирян искавших у него поддержки.
Отец Кодрат знал, что труд смиряет и освящает тело и душу. И показывал всем пример трудолюбия.
«Истинного пастыря укажет любовь; ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь», — эти слова из «Лествицы» словно сказаны об отце Кодрате. Все его труды, заботы и действенная любовь день за днём и с утра до вечера принадлежали другим. Спал он урывками, и проводил в своей аскетической келье лишь несколько часов в сутки. Но и в это время к нему могли прийти без предупреждения, чтобы разрешить свои духовные вопросы или испросить на что-либо благословение.
По словам иеромонаха Афанасия Ивирита (+1973): «Отец Кодрат был настоящим рыбаком. Он с неподражаемым мастерством уловлял человеческие души. Его сетью было благочестие. Удочкой – Божественное просвещение. Насадкой – любовь».
Ничто не приносило игумену такую радость как молитва. Если он не был занят на каком-то послушании, то молился по чёткам или читал какую-то духовную книгу. Его нельзя было застать проводящим время в праздности. Отец Кодрат стремился укрепить своих послушников в их ежедневной брани из источников мудрости святых Отцов. И практиковал после чтения первого часа по окончании утрени чтения из катехизиса преподобного Феодора Студита.
В канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста 1932 года в расположенном рядом с Афоном городе Иерисос произошло сильное землетрясение, потрясавшее и Святую Гору. Монахи Каракала уже пели стихиры, когда оно началось. Отец Кодрат тут же благословил прервать службу, и всем молиться по чёткам: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас грешных», и никому не покидать храм. После довольно долгих молитв по чёткам он благословил продолжить всенощную по уставу.
Вера отца Кодрата в силу молитвы была глубокой и непоколебимой. Он стремился к тому, чтобы спасительное имя Иисуса Христа всегда было на устах и в сердцах его духовных чад. Старец часто говорил: «Именем Иисусовым посрами врагов своих. Имя Иисусово да сольется с дыханием твоим».
После дневной трапезы, игумен Кодрат не отправлялся отдыхать в свою келью, а садился где-нибудь во дворе обители, опирался на свою тросточку и творил молитву. Если его спрашивали, что он делает, старец смиренно отвечал:
— Вот, сел немного подремать.
— Но как же ты заснёшь сидя? Почему не идёшь спать к себе в келью?
— Пастух должен всегда бодрствовать, чадо мое. И когда его клонит в сон – он немножко подремлет облокотившись на свой посох. Волк поджидает. Надо быть настороже.
Отец Кодрат стремился, чтобы жизнь в Каракале была устроена в соответствии со святоотеческим преданием. Он не принимал роскоши, празднословия, обмирщения.
Главной целью игумена в общении со всеми было обратить их умы и сердца к светоносному Солнцу Правды, Христу, и соединить их жизни с Его Божественной жизнью, отсекая их волю и пресекая все связи, которые могли бы помешать этому священному союзу. Предаваясь непрестанной молитве и аскетическим трудам, его ученики достигали духовных высот.
Нестяжание отца Кодрата соединялось с постоянной памятью о смерти, нищета – с сознанием тщеты земной жизни. Характерными чертами его души были любовь, сострадание, милосердие и внимание к ближним. Он был очень воздержан в пище. Даже если ему предлагали яблоко – никогда не ел один, а делился с окружающими. Спал батюшка не на кровати, а прямо на полу своей кельи.
Насколько он был строг был строг по отношению к себе, настолько же был мягок, когда принимал исповеди духовных чад.
Слава старца Кодрата распространилась повсюду. Кроме насельников его монастыря, к нему на исповедь в течение многих лет приходили отцы монастыря Филофей, многие отцы из Ивирона и Великой Лавры. Приходило также множество мирян, чтобы его увидеть, получить благословение, исповедаться.
Он ежедневно получал много писем, в которых были исповеди его духовных детей и просьбы наставить их на истинный путь. И столько же душ избавилось, благодаря этим письмам, от тяжкого груза своих грехов.
Вся жизнь отца Кодрата была молитвенным стоянием. Он ничего не решал, ни о чем не думал, ничего не делал без молитвы. Когда старец прикладывался к Святым мощам его глаза всегда наполнялись слезами. Плакал он и во время Божественной Литургии, особенно во время слов: «Всех вас православных христиан да помянет Господь во Царствии Своем».
Отец Кодрат прибыл на Афон в 1879 году, был пострижен в 1882-м и, наконец, почил сном праведника 31 января 1940 года, по своей воле оставив игуменское место 1-го числа того же месяца. Все видели, что он знал о своей кончине, наступившей не от болезни, а от старости, и до последнего момента жизни старец не прекращал руководить отцами и братией.

Источник agionoros.ru

  • Патриархия.RU
  • Правительство Москвы
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Фонда мира
  • Фонда Андрея Первозванного